мамАся (asya_sh) wrote,
мамАся
asya_sh

Расскажу-ка я вам о работе.

Я в прошлом году начала работать с дошкольниками (это четырех-пятилетние дети). Удобно, чтобы группа малявок была из 6 человек, потому что, в частности, у кубика 6 граней, а многие задачи первых занятий связаны с кубиком. В прошлом году на первое занятие малолетковой группы пришли 4 ребенка, и было скучновато. А в этом году на первое занятие пришли 14 детей! А у меня не было заготовленного четырнадцатигранника...

В этом году у меня получилось очень смешное занятие с рядами Пиаже. Я налепила на доску два ряда магнитиков примерно так:


и спросила, в каком ряду кружочков больше: в первом или во втором. Мне повезло, в этой группе не было детей, которые умеют на взгляд определять количество предметов в ряду, поэтому я получила ответ: "Во втором, конечно!". И даже пересчитывание не сразу убедило детей, что кружочков поровну. Когда они все-таки смирились (я не настаивала, я только задавала вопросы типа "сколько там", "сколько здесь" и "где больше"), я переставила магнитики примерно так:


и снова спросила, где больше. Ответили мне, естественно, что поровну.

Родители, сидевшие за последними партами, очень резвились.

А на занятии в эту субботу было совсем прикольно. Мы выясняли, кого больше: мух или насекомых, кошек или зверей, воробьев или птиц. А потом я спросила, чего больше: квадратов или прямоугольников. Один папа-математик очень хихикал, когда его дочка ответила "поровну". Но меня такой ответ не устраивал. И я начала выяснять, кто прямоугольник, а кто квадрат. Нарисовала нарочито длинный прямоугольник. Мне его идентифицировали правильно. Нарисовала квадрат. И его назвали. Тогда я стала постепенно уменьшать этому квадрату высоту: стирать нижнюю сторону и рисовать ее чуть выше. После примерно пяти преобразований дети сказали, что теперь это уже прямоугольник, а не квадрат. Но квадрат, который был до преобразования, не был прямоугольником!

Подождите, возопила я, ведь как минимум два угла у него не поменялись! И вообще, что такое "прямоугольник"? Одна девочка сказала, что у него углы прямые, поняла, что сказала какое-то глупство, и исправилась "стороны прямые". Так он не прямоугольник, а прямосторонник? Нет, прямоугольник...

В общем, мы ни до чего не договорились. Я попросила родителей не впихивать в детей никакой готовой информации, пообещала продолжить в следующий раз.

А, еще в процессе выяснения, кто квадрат, а кто нет, я нарисовала квадрат с негоризонтальными и невертикальными сторонами. Мне сказали, что это не квадрат. Я повернула доску (она у меня легкая и незакрепленная, очень удобно) и спросила, квадрат ли это теперь. Да, квадрат. Так что, если квадрат повернуть, он перестанет быть квадратом? Да! А если девочку перевернуть, она перестанет быть девочкой? Нет...

Скажу честно: очень трудно не рассказывать учительским голосом, как всё "на самом деле", а только задавать вопросы. Боюсь, что часть родителей все-таки расскажут детям "всю правду".

Если вам понравилось, советую прочитать книжку А.Звонкина "Малыши и математика".
Tags: работа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments